Аллочка заканчивала педагогическое училище. Она уже приглашена была работать в начальные классы школы. Об этом девушка мечтала с детства: работать учителем. Что может быть интереснее?
На последнем курсе она впервые влюбилась в Лёшу. Парень тоже был студентом этого же учебного заведения, только учился он на учителя физкультуры. Все сокурсники пророчили скорую свадьбу Алле и Лёше. Но ребята не торопились. Они должны были сначала начать зарабатывать.
— Мои родители помогут мне снимать квартиру до тех пор пока мы не встанем на ноги, — сообщила Аллочка Лёше, целуя его в прихожей.
— Здорово, спасибо им. Скоро и я начну зарабатывать, тогда сами сможем оплачивать всё: и квартиру, и питание. Кстати, я голодный как волк, ты что-нибудь приготовила? – сказал Лёша, обнимая Аллу.
— Ой, я только что пришла. Да там пельмени есть в морозилке. Ты отвари на нас двоих, а я пока позвоню насчёт работы на лето. Не сидеть же нам без работы до августа? Хоть временно, на любую подработку, — Алла ушла в комнату, взяв телефон.
— Опять пельмени. Тошнит от них уже, Алла… — промямлил Лёша и нехотя пошёл на кухню.
Пара уже жила самостоятельной жизнью почти полгода. Первый пыл влюблённости начал немного проходить, и будни показали своё серое лицо: надо было и готовить, и убирать, и покупать продукты, и самим за собой ухаживать.
— Да, это не у мамы в деревне. К ним бы надо съездить, хоть вкуснятины поедим, — вздохнул Лёша.
— Да что ты всё о еде, да о еде. Надо экономить. Мне на первое сентября нужен строгий и приличный костюм. Это мой первый выход как учительницы, представляешь? Память на всю жизнь. И мне, и детям, — мечтательно сказала Алла, — хочу синюю тройку. А блузы менять можно. Куплю разного цвета: белую, голубую, сиреневую…
— Садись за стол, пельмени готовы. Есть к ним что-нибудь? – спросил Лёша.
— Да нет ничего. Надо бы и в магазин сходить. Да всё некогда… Ладно, давай, где там пельмени, — Алла села за стол.
— Нет, с такого питания я точно ноги протяну. Я тоже устраиваюсь на полную ставку в техникум. Со следующего месяца будем питаться получше, — объявил Лёша.
Когда он принёс первую зарплату, Аллочка сразу отложила часть денег на костюм. И в холодильнике снова сиротливо лежали десяток яиц, маленький кусочек сыра и масла.
— Ты бы поучилась готовить, Алла, прошу тебя. Давай хоть супы вари, что ли. Мы же теперь не студенты, и наша дешёвая столовая уже в прошлом, — снова попросил Лёша.
— Ладно. Верно, — согласилась Алла, — вот только надо мне мастер класс по супам у соседки взять. Валя очень готовит хорошо. Она мне покажет, я договорюсь.
И верно, вскоре в квартире запахло супами и жареной картошечкой. Лёша обрадовался.
— Ну, вот. Валя тебя учит? Видишь, элементарные блюда, а как уже вкусно получается! Молодчина!
— Честно сказать, пока это не я, а Валя. Я только смотрю и картошку чищу. Мне так суп не сварить, как она. Вот заморачивается! И поджарку делает. Представь, овощи по отдельности обжаривает: морковь, лук с чесноком, и лишь после в суп кладёт. Вот терпение надо! И куча времени…
— Так зато вкусно! – радовался Лёша, доедая порцию супа, — а нельзя ли добавочки?
-Нельзя. Потому что надо, чтобы супа нам на два дня хватило. Не буду же я каждый день суп готовить? Откуда у меня столько времени? Мне скоро надо будет каждый вечер к урокам готовиться. Ведь я иду в первый класс! – Алла засмеялась и подала Лёше второе, — сейчас наешься. Надо бы Вале селёдку под шубой заказать. Пусть нам сделает. Я сегодня у неё пробовала. Обалдеть как вкусно. Мне так никогда не суметь. А когда мы к родителям твоим поедем на застолье?
Лёша пожал плечами и поблагодарив за обед, ушёл на работу.
На следующий вечер он застал на кухне Аллу с Валей. Женщины готовили голубцы. Лёша не стал мешать и ушёл на пробежку, а когда вернулся, стол был накрыт.
— Ух ты… Вот это да! Ты начинаешь становиться хорошей хозяйкой, — он потянулся, чтобы поцеловать Аллочку.
— Ну, уж нет, любимый, — кокетливо ответила Алла, подставляя щёку, — одна на кухне батрачить я не намерена. У нас равноправие. Как только поженимся, будем вместе готовить. То есть по очереди. Неделю ты, неделю я. Так что тоже учись, тренируйся. Учти, что на мне ещё и материнство будет. Так что давай-ка тоже привыкай к готовке.
— Аллочка, так я всегда посуду мою. И в магазин хожу… — начал было Лёша. Но Алла его перебила:
— Ага, но этого мало! Я ведь тоже квартиру убираю и бельё стираю…
— Так машинка стирает, — пытался возразить Лёша, но тут в дверь позвонили. На пороге стояла Валя. Она принесла обещанную селёдку в шубе, поставила свой шедевр на стол, а рядом положила бумажку.
— Это рецепт и пошаговая инструкция: что и как делать. Вот, пробуйте. Обожаю готовить. И мой Димочка тоже любит вкусно поесть. А для сыночка ничего не жалко.
— Спасибо, Валюша, так назавтра у нас сметанный пирог?
— напомнила Алла.
Валя кивнула, улыбнулась Лёше и вышла.
— Послушай, неудобно как-то. Она готовит, а мы едим … — сказал Лёша, когда Валя ушла, оставив после себя аромат ванили.
— Я сегодня у неё пробовала этот пирог – обалденный. Пусть и нам испечёт.
— А ты сама? – снова возразил Лёша.
— И я потом научусь. А мне нравится, что она у нас такая безотказная соседка. Палочка-выручалочка, — засмеялась Алла, — ну, конечно, я ей за это приплачиваю. Не будет же она за так для нас готовить? Верно?
— Что? – удивился Лёша, — приплачиваешь? Ты что – кухарку наняла? Богатая очень? Ты же экономить хотела? А почему бы тебе самой не научиться готовить?
— То же самое я могу спросить и у тебя, почему бы и тебе не готовить. Всё, что хочешь. Всё, что нравится, а не наезжать на меня. Кстати, деньги уже кончаются. Я попрошу в долг у матери, а с первой получки верну, — сказала Алла.
— Какие долги, Алла? Мы только начинаем жить, а у тебя уже долги. И на что? На питание? Конечно, наши учительские зарплаты невелики, но надо как-то стараться экономно расходовать деньги, особенно на питание… — Лёша попытался обнять Аллу, но та, нервно вырвалась и ушла в комнату.
— Тебе не угодишь. То вкуснее надо готовить, то экономь…
В этот вечер они больше не разговаривали. А на следующий ужин Валя принесла душистый сметанный пирог.
— Спасибо, Вам, Валюша. Но пока больше ничего не надо… Будем осваивать пока это. Очень, очень вкусно… — Лёша проводил Валю до двери. Она понимающе улыбнулась и шепнула:
— Так она же сама меня просила. Так я и не могла молодой паре отказать. Ну, приходите, если что. Я обожаю готовить.
Алла и Лёша ели пирог, запивая чаем. Казалось, Алла ещё сердилась на Лёшу за вчерашний выговор, поэтому после чая сказала:
— Ну, вот. Теперь твоя очередь готовить. Вперёд. Завтра твоя неделя. А я пробовать буду. И критиковать.
Она вышла из комнаты и села читать книгу.
Лёша лёг спать раньше, отвернувшись к стене. На следующий день он заглянул к соседке.
— Извините, Валя. У меня к вам просьба. Теперь я в поварах. Так у нас как-то пока. Договорились… Мне бы меню только составить. Помогите. И какие для этого продукты нужны, — попросил Лёша.
Валя улыбнулась и пригласила его к себе на кухню. Малыш Димка сидел за столом и рисовал.
— Это Дима, тоже любитель вкусно поесть. Вот. Посмотрите, — Валя распахнула холодильник и у Лёши дыхание перехватило.
На чистых блестящих полках ровно стояли кастрюльки, контейнеры, миски с готовой и полуготовой провизией.
— Вот супчик гороховый с копчёностями, а это рыбка жареная в томатном маринаде, — Валя приоткрывала кастрюли и у Лёши начинала кружится голова.
— Надо иметь всегда базовый набор продуктов, такие как молочка, яйца, сыр, сливочное и растительное масло, мясо, курица и рыба. Овощи обязательно. Можно брать в кулинарии отварные на винегрет. Это удобно. Экономим время, — Валя словно проводила кулинарную экскурсию, — и, конечно, никак без фруктов, которые вы любите. И для души орешки и семечки, но это в шкафу.
Валя распахнула шкафчик с полками, и Лёша увидел множество цветных упаковок с орешками, печеньем, грильяжем в шоколаде, сухофруктами и семечками.
— Вот это да… Да у вас тут кладезь всякой снеди… — полепетал он. А Валя не отпустила его.
— Раз зашёл, так садись, угощу. Тем более, что Алла тоже многое у меня пробовала. Будете квиты, — засмеялась Валя.
— Ваш муж, наверное, счастлив от такого изобилия, — сказал он.
— А мужа нет. И не было. Только я не всем душу раскрываю. Это моё личное. И я не горюю… Что поделать! Какие мои годы, мне ведь всего двадцать шесть. Не то, что вам – по двадцать лет, вы ещё зелёные совсем… — голос Вали стал грустным, но она повернулась к холодильнику и спросила:
— Что пробовать будешь? Давай, рыбку?
Лёша ел рыбу и качал головой.
— Ох, как вкусно. Во рту тает. А маринад…
Валя писала на листочке рецепт рыбы.
— Это не так сложно. Вот тут всё написано. Если будет непонятно, заходи.
— С меня причитается. Как приготовлю, тоже принесу отведать, — Лёша шёл к двери.
Он заметил заинтересованный взгляд Вали и услышал её шёпот:
— Господи, Алка… Такого мужика-красавца в кухарку превращает… Но это, конечно, ваше дело… Извини. Я-то думала, что она серьёзно хочет сама готовить научиться…Эх, девка.
Лёша пришёл домой и написал список продуктов, находясь под впечатлением Валиного холодильника.
— Ну, что? Запасы надо покупать? – спросила Алла, хлопая его по плечу и смеясь, — ну-ну… Удачи. Однако, скоро ужин. Я есть хочу.
— А ты пока пельмени свари, я в магазин пойду, — ответил ей Лёша и отправился в магазин.
По дороге он шёл и думал о словах Вали. Действительно, в семье Лёши всегда кухней заведовала мать, так же было и в семьях соседей и друзей. Но Алла… Он понимал её логику. Никто никому не должен. Однако, семья – это очаг, где правит кухней чаще всего всё-таки женщина. Как хранительница очага. А мужчина – добытчик.
Вот он и шёл в магазин. Вернулся с полной сумкой, ворча:
— Надо же, сколько веса, еле дотащил. И сколько денег! Считай, всю зарплату мы проедаем! Ужас.
Алла смеялась и смотрела, как Лёша ставит продукты в холодильник аккуратно, по полочкам.
В этот день Лёша уйму времени провёл на кухне и наготовил тоже на два дня вперёд.
— Итак, милая моя. Тоже – никаких добавок и сладостей. В режиме нормальной экономии. Учти – пока не строгой.
Он приготовил суп, пожарил рыбу. С маринадом пока не рискнул связываться, чтобы не испортить блюдо. Однако он остался доволен собой. И Алла похвалила его.
— Молодчина. Давай, в том же духе. У тебя, конечно, не так вкусно получилось, но вполне съедобно, — подытожила она.
— Так я всё готовил сам, а не нанимал соседку. Эх, как у неё всё по полочкам. Надо и нам так, — вспомнил Лёша, но Алла его уже не слышала, она ушла читать книгу.
Такое кухонное дежурство продержалось около двух месяцев. Алла вскоре заболела, подцепила вирус среди лета, и Лёша всё чаще готовил сам. Он настолько привык к этому, что уже быстрее справлялся с готовкой и увереннее держал в руках нож.
— Эх, а не пойти ли мне в повара? – шутил он.
Алла вскоре поправилась, но продолжала просить Лёшу приготовить вместо неё.
— Ну, Лёшенька, у тебя, правда, вкуснее получается. Ты приготовь, а я пока планы напишу. Мне же надо заранее готовиться к работе.
А Лёша всё чаще заходил к соседке Вале, чтобы дать ей на пробу своё очередное творение.
— Ого, ты стал почти профи, Лёша. И это не лесть, а чистая правда, — восхищалась Валя, — надо же как меняются люди! Я никогда прежде такого не видела. Молодец!
— Верно. Люди меняются, я и сам от себя не ожидал, Валюша, — Лёша красноречиво смотрел на соседку. Она всё чаще стала замечать в его глазах тёплые искорки и смущалась. Что у этого парня только на уме? С огнём играет. Одно оправдание, что эта парочка не женаты…
Однажды Лёша уехал со своими подопечными на спартакиаду. Командировка продолжалась несколько дней. Он вернулся домой довольный – его воспитанники взяли призовое место в области.
С порога он стал рассказывать Алле о соревнованиях, о своих мальчишках, а она обняла его:
— Есть будешь?
— Конечно! Спрашиваешь. Что у нас вкусненького? – поинтересовался Лёша.
— Да ничего пока. Пельмени. Сейчас отварим. Поставь воду, пока я закину твоё бельё из сумки в машину.
— Опять покупные пельмени? – не выдержал Лёша, — Мы же зачем учились готовить? Зачем к Вале пороги обивали? Ты что, не могла приготовить нормальный обед к моему приезду, Алла?
— А ты что раскричался? Во-первых, я для себя не готовила. Чего мне на кухне горбатиться для себя одной? А вот ты приехал и я думала, что мы вместе что-нибудь…
— Мы вместе? Да я устал с дороги. И вообще. В доме должно всегда пахнуть едой, пирогами, борщами…Понимаешь? А иначе это не дом, а склеп. Холодный. И голодный.
— Не обижайся. Я на сэкономленные деньги купила себе платье… — Алла вышла из комнаты в обновке. Тебе нравится?
Вместо похвалы, Лёша даже не взглянул на Аллу, нервно вышел из квартиры и спустился во двор. Там он сел на скамейку и попытался успокоиться. С удивлением он понял, что не соскучился по Алле, а его тянет к Вале, добродушной Вале и Димке, мальчику, который так радостно его всегда встречает.
Лёша пошёл в магазин, но вместо базовых продуктов купил мороженое и шоколад.
Он прошёл мимо своей двери и постучался к Вале. Она открыла дверь:
— Что-то случилось? На тебе лица нет, Лёш…
— Да, случилось. Должно было случиться, наверное. Это тебе, Димка, — он протянул мороженое подбежавшему мальчику, — а это тебе, Валя.
— За что это нам подарки? Вы что, поругались с Аллой? – допытывалась Валя, — есть хочешь? Накормить тебя?
— Нет, спасибо. Сколько можно уже. Не столовая и не ресторан быстрого питания. Я потом зайду, если можно… А сейчас к матери.
Лёша погладил Димку по голове и вышел. На секунду задержался у своей двери и быстро сбежал по ступенькам вниз.
Неделю он жил у матери. Она всё поняла, хотя Лёша почти ничего не рассказывал ей, кроме работы. На звонки Аллы он трубку не брал. Но надо было объясниться. И он пришёл к ней за вещами. Оказалось, что сумка его уже была собрана. Она стояла в прихожей. Лёша удивился, он ожидал, что Алла будет его уговаривать и попытается помириться.
Но девушка была сердита. Она лишь процедила сквозь зубы:
— Иди к своей Валюше… Иди. Ей как раз муж нужен, залюбит и закормит от всей души.
— Не говори о ней плохо, — только и сказал ей Лёша, — ведь она тебе ничего плохого не сделала. Ты же учительница… Прощай.
Алла ничего не ответила, отвернулась и ушла в комнату.
А Лёша через месяц вернулся в этот дом. Только уже к Вале. Но это уже совсем другая, счастливая история.