В свои шестьдесят три года Анна все чаще и чаще вспоминает о своей первой любви. Поджидая с работы мужа, смотрит в окно, как ветер забрасывает капли осеннего дождя на стекла, и эти капли стекают вниз, словно слёзы.
— Никто так не смотрел на меня, как мой Ромка, ни от одного взгляда не замирало так сердце, как от его взгляда. Дааа, было такое время, — думала Анна.
Когда училась в десятом классе попала в областную больницу, что-то серьезное было с желудком. Мать с детства возила её по врачам. В той больнице лежал и Роман, ему уже было почти восемнадцать. Там и познакомились.
она прикрыла ее и показала обложку
Аня читала книгу, сидя в коридоре у окна, когда он подсел к ней.
— Что читаем?
— Книгу, — улыбаясь ответила она.
— А ну да, конечно книгу, — ответил парень, а она прикрыла её и показала обложку. – Мое имя Роман, а твое?
— Анюта, — проговорила и покраснела, почему-то немного заволновалась.
— А ты откуда, где живешь?
— В поселке в Александровском районе.
— А я в селе Раздольное, это совсем в другой стороне и намного дальше.
После этого знакомства каждый день общались. Чаще всего в коридоре, на улице холодно. Была осень, ветреная и дождливая. Часто стояли у окна и смотрели, как мелкий осенний дождь наполнял лужи водой. С деревьев ветер срывал желтые и бурые листья, они куда-то летели и летели.
За то время пока общались, между ними вспыхнули чувства. Анюта впервые влюбилась. В школе мальчишки оказывали ей внимание. В девятом классе одноклассник Пашка даже дружить предлагал, но она серьезно к нему не относилась, и не испытывала особых чувств ни к кому из парней.
С Романом было что-то особенное. Она каждый вечер засыпала с мыслью, что завтра снова встретятся, он будет ей рассказывать о своем селе, друзьях. Любил животных, особенно собак. Он умел интересно рассказывать, она слушала чуть ли не с раскрытым ртом.
Роману тоже запала в душу Анюта. Поэтому он и старался каждую минуту проводить вместе с ней. Неумолимо подходило время к выписке и её и его. Раньше телефонов не было, поэтому он ей предложил:
— Анюта, дай мне твой адрес и запиши мой, давай будем переписываться. Ну если мне что-то срочно, я закажу на почте переговоры.
— Давай, — согласилась она и продиктовала свой адрес.
Прощание было грустным. Расставаться не хотелось. Первой выписали Анюту, за ней приехала мать. А Романа выписали через день, уехал сам.
— Хорошо, что я тоже послезавтра уеду, — говорил он, держа Анюту за руку, — скучно здесь мне будет без тебя.
Первым написал Роман. Всю зиму переписывались. Он писал интересные письма, а она рассказывала о школе, одноклассниках. Писала, что скоро заканчивает школу, собирается поступать в медицинское училище у них в районном городе.
А потом Роман написал, что его призывают в армию: «Ты не переживай, Анюта. Я тебе из армии тоже буду писать, только ты отвечай и меня жди».
«Обязательно буду писать и ждать», — писала Анюта.
услышала знакомый голос
Так и проходило время в переписке. Мать Анюты знала о нем. Она еще в больнице видела Романа, когда он провожал их к выходу. Даже сказала дочери:
— Какой хороший парень, жаль только, что живете друг от друга далеко. Расстояние — помеха для дружбы и любви.
Прошло время, и однажды кто-то постучал в дверь, когда Анюта пила чай. Она только что приехала из города с учебы, уже училась в медучилище.
— Анюта, я открою, — крикнула мать из комнаты, -допивай свой чай.
— Здравствуйте, — услышала Анюта мужской голос, очень знакомый и выскочила в прихожую.
Перед ней стоял Роман, в военной форме.
— Ромка! Ты приехал? — она бросилась к нему, мать улыбнулась и ушла в комнату.
— Вот отслужил, и сразу к тебе. Дома еще не был, — говорил он радостно.
Мать вышла на кухню.
— Дочка, накорми Рому, он с дороги.
— Да, мама, да, сейчас, — засуетилась Анюта, а он сидя на табуретке не сводил с неё влюбленных глаз.
В тот день он недолго пробыл у Анюты в гостях. Ближе к вечеру она проводила его на автобус. Ему нужно было ехать до города, а потом в свое село на электричке. Опять началась переписка между ними, он пригласил Анюту к себе в гости.
— Мама, меня Ромка пригласил к нему в село, можно я поеду, — спрашивала разрешения дочь.
— Ой, дочка, как-то не хорошо это. Не принято, чтобы девушка сама ехала к парню. Что люди скажут, и как его родители тебя встретят?
— Нормально, мама. Он написал, что ждет и встретит меня.
Собравшись, Анюта поехала к нему. Роман встретил её с электрички. Нужно было еще пешком идти километра два до села. Было лето, тепло. Он что-то рассказывал ей, она слушала и смеялась. Не заметила, как дошли до его дома.
— Здравствуйте, — несмело поздоровалась она, войдя в дом.
Роман её подталкивал вперед.
— Здравствуй, Анюта, — приветливо улыбаясь проговорил отец, а мать глянув из-под густых бровей, буркнула еле слышно:
— Здравствуй, коли приехала.
Анюта сразу поняла по виду матери, что не очень-то она и желанная гостья в доме. Правда накормила, все также глядя насуплено, ни о чем не расспрашивая. Вечером гуляли с Романом по селу, он показывал клуб, речку, почту и магазин. Село было очень большое, ну может чуть меньше их поселка. Спать положили Анюту в маленькой комнатке.
Гостила Анюта три дня. Чувствовала, что отцу Романа она понравилась. Он с ней разговаривал, шутил. Даже сказал сыну:
— Ромка, вот поженитесь, жить будете в другом доме. Покажи Анюте дом-то. Вам лучше отдельно жить, — проговорил и глянул строго на жену.
Невзлюбила мать Анюту, она каждой клеточкой своего тела чувствовала это. В тот день, когда Анюта уезжала, мать повеселела. Роман провожал её до электрички. Расставание их было очень грустным. Анюта почему-то подумала, что больше сюда не сможет приехать, хоть и понравилось ей село.
— Рома, мне кажется, мы прощаемся навсегда.
— Почему? Даже не думай. Я приеду к тебе и попрошу у матери твоей руки. Мы же с тобой уже поговорили на эту тему, обо всем договорились. И ты согласилась за меня выйти замуж. Или ты уже передумала, — спрашивал он, заглядывая ей в глаза.
— Нет, не передумала. Но у меня какое-то чувство непонятное. Не знаю, как и объяснить.
— Все будет хорошо, — улыбался Роман, но его тревожило, что Анюта грустная.
Как и чувствовала Анюта, это была их последняя встреча. Первым женился Роман. Некоторое время не было от него писем, хоть она и написала три подряд. Третье письмо написала тревожное, спрашивала, что с ним случилось? Потом получила ответ.
— Я женюсь. Больше мне не пиши, отвечать не буду, Прощай, Анюта.
Прочитав письмо, расплакалась. Сердце ее не обмануло. Мать увидев её слезы, сказала:
— Дочка, я же говорила тебе, что расстояние мешает любить друг друга. Не переживай, будет еще на твоей улице праздник и будешь счастлива.
Анюта не знала, что виновата во всем была мать Романа. Она давно уже выбрала ему невесту — местную девушку, соседку Валю еще когда он служил в армии. Поэтому и встретила Анюту так неприветливо и настороженно. Боялась, что сын женится на какой-то пришлой.
— Не гоже тащить жену в дом издалека, — говорила она сыну. – Вон Валька, симпатичная, хозяйственная, и живет рядом. Пока ты служил в армии, она приходила к нам, помогала, хоть я и не просила. Честно ждала тебя, хоть и не обещала. Но она сидела дома, даже в клуб не бегала, пока тебя не было в селе.
— Мама, я сделал предложение Анюте, и она согласна за меня выйти, — пытался объяснить матери сын.
— Еще бы, конечно согласна. За такого парня, конечно согласна. Вот и пусть поищет мужа у себя. А здесь ей делать нечего.
Мать исподтишка, каждый день все нахваливала Валю, приглашала в гости, заставляла сына провожать её. Наконец лед сдвинулся. Все-таки Валька здесь под боком, а Анюта далеко. Но скорей всего не выдержала его любовь разлуки с Анютой. А может это была не любовь.
Анюта замуж вышла за Виктора, вышла не по любви, а скорей всего даже назло Роману. Мать её это понимала. Видела, что нет взаимной любви у дочери с мужем. Виктор просто обожал Анюту, а она просто разрешала себя любить.
Виктор оказался на счастье Анюты хорошим мужем и отцом. Никогда за свою жизнь с ним она не слышала, чтобы он повысил голос на неё или детей. Родила двух сыновей, воспитали достойными.
писал, что помнит о ней всегда
Романа она никогда не забывала. Жалела, что не сложилось у них. А однажды он прислал ей письмо и сообщил, что развелся женой. Писал, что всегда помнит о ней и просил ответить на письмо.
Она ответила: «Я замужем, я счастлива, больше не пиши, не отвечу. Ты сам выбрал себе жену».
С тех пор он больше не написал. Прошло восемь лет после этого, когда она вновь получила письмо, но написанное другим почерком. Писал отец Романа: «Анюта, мой сын любил только тебя. Сейчас его нет, ушел из жизни сам. Не захотел жить. Прости его, не смог перечить матери».
Очень плохо было Анюте, правда она уже не Анюта, а Анна. Но и не могла понять Романа. Он же мог просто уехать от родителей к ней. Но не уехал, а женился там.
— Ну что ж, такова жизнь. Если бы я была рядом, он был бы жив. Но выбор он сделал сам, — плакала втихаря Анна.
Сходила в церковь поставила свечку, помолилась за Романа. Вроде стало легче. Так и живет с мужем Виктором, и считает его самым лучшем мужчиной. Она никогда ему не признается в своих мыслях, да и не заслужил он этого. Вспоминает она Романа чаще всего осенью, когда за окном дождь. Рада, что с мужем жизнь сложилась удачно. Но образ Романа хранит в своей памяти.















