Добрая душа

Мало кто понимал в селе Таисию. Некоторые односельчане смотрели на неё искоса, некоторые наоборот с уважением, некоторые крутили пальцем у виска.

— Нечего делать бабе, как привечать всех подряд в своем доме.

Но Таисия считала, что жить нужно именно так и не обращать внимания на разговоры:

— На каждый роток, не накинешь платок, думала сама себе, — пусть говорят.

одна растила сыновей
Работала Таисия на почте. Жила с мужем и двумя сыновьями: Антошкой и Мишкой. Когда ей было тридцать четыре года, погиб её муж. Пришлось одной заботиться и растить сыновей.

Денег катастрофически не хватало, но она подрабатывала, мыла полы вечерами в сельской администрации.

Сыновья

Антошка с Мишкой были погодки и росли послушными, учились в школе хорошо, ходили в середнячках. Учителя иногда хвалили их, но ругать, никогда не ругали. Антошке учеба давалась легче, поэтому младший брат обращался к нему:

— Антоха, помоги решить задачку.

— Мишка, я тебе вчера эту тему объяснял, думай, — и по новой терпеливо объяснял, правда тот схватывал быстро.

Сколько себя знает Таисия, к её мальчишкам всегда прибегали друзья и всех она привечала, угощала чаем. Добрая и отзывчивая Таисия разрешала сыновьям приводить в дом ребят. А они знали, что их мама никогда не поругает.

— Ребят, идем к Антохе с Мишкой, — говорили между собой мальчишки, если зимой замерзли, домой никому не хотелось.

Ребята знали, что тетя Тася всегда приветливо встретит и угостит печеньем, которое она часто пекла. У неё всегда имелась выпечка на тот случай. Хозяйкой она была отменной, очень любила печь печенье и пироги. Соседи и знакомы всегда завидовали ей:

— Таисия может из ничего состряпать вкусняшки, в умении печь пирожки, ватрушки и булочки, ей просто не было равных.

Хоть и уставала на работе, но находила время на выпечку. Знала, что к сыновьям придут друзья. А для них ничего не жалко.

Были женщины в селе жадные, ни с кем ничем не делились, вот особенно они и не понимали Таисию, судачили о ней и там и здесь. Соседка Тамара тоже работала на почте, вместе ходили с работы, она тоже удивлялась.

— Тась, ну зачем тебе это надо? Чужие дети у тебя постоянно. Неужели ты не устаешь? неужели тебе не хочется тишины?

— Нет. Я привыкла. Это друзья моих сыновей, их нужно уважать. Да мне и ничего для них не жалко.

Когда мальчишки подросли, стали приходить и девчонки. Таисия даже рада была, она разговаривала с ними, а они делились с ней своими девичьими секретами.

— Тетя Тася никогда не выдаст. Ей можно все рассказывать. Порой даже маме страшно говорить, а ей нет. Она всегда поддержит, объяснит. Так здорово у неё дома. Никакого зла, никакого крика.

В селе многие жили плохо. Мужья у многих пили, устраивали скандалы, а иногда и руки распускали. Временами дети из таких семей прибегали к Таисии, переждать «бурю», как говорили они. Многие дети захаживала в гости просто потому, что им не хотелось быть дома. У кого-то ссорились родители, у кого-то допоздна работали родители и дома одному не хотелось быть.

искренне защищала ребят она
— Тась, у тебя, наверное, после ребят в доме бардак, когда тебе убирать за ними? – спрашивала соседка.

— Ну что ты, Тома, дети сами за собой убирают. Они не бегают и не прыгают по дому, у нас тихо и спокойно. Мои мальчишки все убирают, посуду за собой и за друзьями моют, все по местам разложат.

— А если кто-то из них что-нибудь украдет? – не унималась Тамара.

— А что у меня воровать-то? Да и нет таких ребятишек, они все честные, — искренне защищала Таисия ребят.

— Ну не знаю, не знаю, Тась. Ты за своих ребят можешь ручаться, а как за чужих? Ты же не знаешь, что у них на уме?

— Ой, Тома, да они все хорошие, — твердо говорила она.

Маринка

Антошка с Мишкой уже выросли, уехали из дома, учились в городе. На каникулы приезжали, и опять друзья приходили. Да и без сыновей кто-нибудь, да забежит к Таисии, поможет дров наколоть, воды натаскать, даже огород вспахать. Некоторые друзья сыновей уже женились. И они приходили с семьями и своими детьми к Таисии. Все знали, когда у неё день рождения, приходили, поздравляли. Друзья Антона и Мишки звонили, делились новостями и радостями.

Некоторые односельчане и теперь не понимали её.

— Зачем привечает всех подряд, уж Антошка с Мишкой взрослые. А их друзья все время бывают у Таисии.

— Ой, и не говорите, бабоньки. Ведь один дрова колет, другой в сарайку носит, помогают ей все. А она и рада, — судачили односельчанки. – К нам вот никто не придет и не поможет, а ей все за здорово живешь, помогают.

— Ну почему, за здорово живешь? Она их угощает, так всегда было, — заступалась Тамара за соседку.

Однажды к Таисии поздним зимним вечером кто-то постучался. Она открыла дверь и увидела Маринку, девчонку с другого конца села. Одноклассница младшего сына Мишки. Маринка рыдала, была раздета, видимо выскочила из дома в чем была.

— Господи, Мариночка, заходи скорей. Ты почему раздетая, Зима на дворе, да еще метель, ладно хоть в валенках, а где твое пальто, шапка?

Она провела девушку в комнату, усадила на диван и накрыла теплым одеялом.

— Я сейчас, чай тебе принесу горячий с медом. Так можно простыть и заболеть.

Когда Маринка согрелась, ее перестало колотить, рассказала.

— Тетя Тася, что же мне теперь делать? Мамка меня из дома выгнала, потому что я жду ребенка. Скрывала, как могла, но она заметила. Избила меня и выгнала из дома. Сказала, что ни я, ни мой ребенок ей не нужны.

— Марина, а кто ж отец ребенка? Если не секрет конечно?

— Степка из города. Мы вместе учились в колледже, но вот так получилось, и я теперь беременна.

— А Степка знает?

— Да, знает. Он и не против ребенка. Но там мать его тоже встала в позу. Не нужна я ей, потому что деревенская. Когда мы к ней пришли со Степкой, чтобы сообщить ей, она тоже выгнала меня.

— Не нужны мне всякие деревенские девки, — заявила она, — Степана женю на городской, сама найду ему невесту, а ты давай отсюда дуй. И чтобы духу твоего и ребенка тоже здесь не было. Еще неизвестно, от кого ты нагуляла…

Таисия видела, что живот у неё заметен, месяцев пять уж, наверное, задумалась.

— Знаешь что, оставайся у меня и живи, там сама жизнь подскажет. Если ты с ребенком нужна Степке, он тебя найдет. Ну уж если нет, на нет и суда нет. Обойдешься без него.

собрала кое-какие вещи и ушла
— Ой, тетя Тася, как же я у тебя жить буду, вещи мои у матери. А она ни за что домой не пустит, сама знаешь, пьет она.

— Ничего, сходим и заберем. Не всегда же она дома.

Удачно получилось У Таисии с Маринкой, когда пришли к ней домой, её матери и правда не было дома. Маринка осторожно зашла через дверь со стороны огорода, отодвинув засов, ключа не было, убежала без всего. Собрала кое-какие вещи и также обратно вышла. Ушли с Таисией к ней домой. Марина осталась жить у неё. Мать конечно узнала, встретила Таисию у почты и устроила скандал на все село.

— Маринка моя прижилась у тебя, ишь какая заботливая нашлась. Вот и забирай её к себе со своим выродком. А домой я ее не пущу, — много чего она кричала, но Таисия и не слушала, просто ушла и все.

Все течет, все изменяется

Прошло время, родила Марина дочку Вероничку. Начались хлопоты у Таисии, она купала Веронику, укладывала спать, освобождала Марину от всех дел, давая ей отдохнуть. Иногда дочка не спала по ночам.

Таисия считала Вероничку своей внучкой. Сыновья Антон и Михаил с семьями приезжали, к Марине относились, как к сестре, так и называли «сестренкой». Они оба хорошо устроились в городе, у каждого квартира. Оба работали и растили детей, у Антона уже два сына, у Михаила дочка.

Однажды весной кто-то постучал в двери, Марина открыла с дочкой на руках и остолбенела. Там стоял Степан, её Степка. Немного изменившийся, взгляд суровее стал, серьезней.

— Степа?

Он шагнул и обнял Марину с дочкой, так и стояли, как раз в это время и пришла с работы Таисия.

— Господи, это Степа, я так понимаю, — задала она вопрос.

— Да, я – Степан. Нашел я своих девчонок. А можно мне остаться у вас на время? Не хочу возвращаться в город, рассорился со своей матерью, ушел я. Я долго сопротивлялся, нашла она мне какую-то невесту. Но у меня перед глазами Маринка, моя дорогая, а теперь еще и дочка. Как же я счастлив!

— Конечно, Степан, места всем хватит.

Она видела, счастье плескалось в глазах Марины. Степан не мог оторваться от дочки, смотрел на неё, целовал, умилялся. Вероничка очень похожа на папу.

Со временем поженились Степан с Мариной, помогла им Таисия, еще и сыновья денег понемногу подкинули. Не поехали они в город, так и жили у Таисии. Она считала Марину своей дочкой. Мать Марины зимой нашли замерзшей в снегу. Но не ушла Марина в тот дом, слишком старым он был. Да и Таисия не отпустила.

С годами ничего не менялось. Все так же кто-то стучал в дверь Таисии, приходили поделиться новостями или спросить совета.

— Тась, как у тебя все получается. Ты уж на пенсии, а к тебе все идут и едут друзья сыновей и подружки Марины. Помогают во всем. Уже и подружки Вероники бегают к тебе, — удивлялась Тамара. – Как это так, они все готовы помочь тебе.

— Доброе слово всегда всем приятно, а мне добра ни для кого не жалко, может поэтому? Не знаю я, Тома. Но я их всех люблю.

В её доме по-прежнему было чисто и уютно. Степан оказался рукодельным, сделал пристрой, ремонт в доме, купили новую мебель. Во дворе построил большую беседку, сделал зону отдыха, и особенно летом у них всегда собирались большие компании, было весело, звучал аккордеон и песни.

Но пришло такое время, постарела Таисия, болела, Марина ухаживала. И все-таки ушла она тихо ночью. На похороны собралось очень много народа, все плакали, очень жалко было Таисию. Ушла самая добрая и светлая женщина. Большой друг для всех, каждому была чуть ли не родным человеком.

Жила скромно, не богато, всем помогала. Нечего было оставить в наследство, кроме дома, в котором так и живут Марина со Степаном. Но все-таки оставила Таисия в наследство то, что нельзя оценить, потрогать руками, продать или подарить. Это её добрая душа, большое сердце. Сыновьям Антону и Михаилу добро досталось от матери.

И после смерти Таисии в доме собирается дружная компания, и с добром и любовью вспоминают её.

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Добрая душа
Джек — хранитель семьи