— А ещё знаешь, как здорово было летом с дедом на покос ездить. Бабушка нам тормозок соберёт, вот наработаемся, сядем обедать в тенёк: вокруг запах скошенной травы, пряный аромат цветов, небо такое бесконечное, ветерок, лето, простор, и дед обязательно какую-нибудь историю рассказывает. А устанем сильно, бежим в лес, ягоды собирать с братом… – Максим осёкся заметив, как Полина зевнула и с тоской посмотрела на телефон. – Заказать десерт? – Спросил он.
— Пожалуй, можно бискотти и кофе. – Лениво ответила Полина. Максим подозвал официанта. Что-то явно опять не клеилось.
Максиму было тридцать шесть и в отличие от старшего брата, который был уже женат и воспитывал двух дочек близняшек, он всё никак не мог устроить личную жизнь. Макс вырос в простой семье, помнил безденежье в семье, когда безденежье было почти повсеместным, помнил, как учились с братом Сергеем в разные смены и носили одни кеды на физкультуру. Максу они были немного большеваты, но это ничего, это были мелочи. Отец всегда говорил: «Жизненные трудности закаляют, а любые сложности преодолимы, главное поддержка близких». И мама, наверняка, это понимала, потому что ни разу Максим не видел в семье хоть одной крупной ссоры. Да и они с братом жили дружно.
Потом их семья и правда выкарабкалась, отец нашёл хорошую работу, дела пошли на лад. Но был период, когда за деревенских родителей отца они были особенно благодарны. Каждое лето мальчишки проводили в деревне, недалеко от города, приучились помогать, трудиться. А зимой с удовольствием уплетали картошку со шкварками, закусывая солёными огурчиками по бабушкиному рецепту. Дед с бабушкой тоже никогда не ругались, так ворчали порой друг на друга по мелочам, да и то всегда с особой любовью. Макс даже посмеивался над ними, когда стал старше. Бабушка отшучивалась: «Так и живём, вместе тесно, а врозь скучно». Наверное, именно поэтому Максим и Сергей так любили и ценили такие тёплые и простые радости жизни. Сейчас у них был совместный бизнес, дела шли хорошо, который они когда-то начали с покупки в складчину одного манипулятора, на котором и работали по очереди. Сергей женился лет шесть назад, жили они с Олесей тоже душа в душу. Олеся занималась домом и дочками, но сейчас они уже подрастали, ходили в садик, и Олеся рвалась на работу.
— Чего тебе дома не сидится? – Хмурился Сергей.
— Давай хоть на полдня, ты сам говорил, у вас в бухгалтерию не помешал бы сотрудник. А я, как ты помнишь, опыт имею. Скучно совсем дома, да и тебе польза, лишнюю зарплату платить не надо. – Упрямилась Олеся.
— Что скажешь? – Советовался с братом Сергей.
— Оно, наверное, и правда, скучно, только домашними делами заниматься. – Пожимал плечами Максим. – А помощника Елена Борисовна давно просит. – Вспомнил он стенания глав.буха. – Олеся за спиной Сергея подмигивала союзнику и радостно улыбалась.
— А мне-то, почему не везёт? – Сокрушался про себя Максим. Нельзя сказать, что женщины не обращали на него внимания, даже наоборот, но всё что-то не то было. Вот и Полине явно было скучно с Максимом.
— Я тут себе такое платье приглядела, новая коллекция. – Полина повернула экран телефона. – Нравится?
— Красивое. – Согласился Максим.
— Купим? – Полина, состроив премиленькое личико, вопросительно посмотрела на Максима. Это «купим» Максим прекрасно понимал: Полина примеряет, Максим платит.
— Купим. – Кивнул он в ответ.
— А может и купальник тогда? Всё же в силе, через три недели летим в отпуск?
— И купальник. – Подтвердил Максим. Полина была очень хорошенькая, и они тоже никогда не ругались, но скорее не потому, что у них были общие цели, интересы, планы, а скорее как раз потому, что Максим понимал, что это временно, что связать с Полиной жизнь он не готов, а Полина вообще не заглядывала в будущее.
— Когда хоть не один приедешь, а с невестой? – По обыкновению ворчала бабушка, накрывая на стол.
— Да что-то никак не найду подходящую. – Усмехнулся Максим, доставая привезённые гостинцы. – Как найду, первым делом к вам привезу, на смотрины. – Пообещал, рассмеявшись, Максим.
— Не там ищешь, стало быть. – Назидательно отрезала бабушка. – Куда столько всего понавёз опять?
— А я как раз не против, колбаска вот эта вкусная очень. – Дед уже дегустировал гостинцы. – А по поводу не там ищешь, тут бабушка права. Ты не на красоту смотри, красота, она в первую очередь внутри должна быть, в женщине важно что? Чтоб сердце доброе было. – Рассуждал дед.
— Полина тоже не злая, вроде. – Думал про себя Максим. – Даже наоборот – ласковая, а всё равно не то.
— Мудрая она должна быть. – Вставила бабушка. – Особой только женщине ведомой житейской мудростью. Ведь если посмотреть, дома, работа, на мужских плечах держится, а семья, уют, быт на женских. Серёжка-то с девчонками приедет, родители или ты один нынче? – Переключилась бабушка.
— Всё-то у вас в рассуждениях гладко, да только на сказку похоже, в жизни не так просто всё. – Подумал Максим, а вслух ответил. – Родители на неделе заедут, а Сергей всей семьёй ближе к вечеру, баню просил стопить, дак я займусь.
— Вот и славно! – Обрадовалась бабушка. – Соскучилась по малышне.
— Вот это по-нашему! – Обрадовался и дед, рассчитывая, что с приездом внуков бабушка не станет возражать против вишнёвой настойки.
Максим улыбнулся в ответ, а может быть, своим мыслям.
Вечер прошёл уютно, по-домашнему, весело и тепло. На следующий день братья весь день помогали деду по хозяйству, а Олеся помогала бабушке на кухне с маринадами и засолками, а, возвращаясь домой, Максим в очередной раз подумал, что Полине бы не понравились такие выходные. Накрапывал дождь, улицы были почти пусты. Вдруг, Максим заметил: женщина, неторопливо шагающая по трауру, неловко споткнулась и упала, прохожих рядом не было, Максим остановился и поспешил помочь.
— Давайте руку. Всё в порядке? – Максим склонился над незнакомкой.
— Спасибо! Это всё каблуки! Зачем я только надела эти туфли. – Женщина сняла с ноги злосчастные туфли на высокой шпильке и потёрла ногу. На колготках разъехалась огромная стрелка, но ссадина была небольшой. – Вот дура. – Упрекнула она себя и, взявшись за руку Максима, подняла голову. Женщина была молодой и симпатичной. Тушь на левом глазу, правда, немного размазалась от дождя, как подумал Максим, но это её не портило.
— Больно? – Спросил Максим.
— Скорее обидно. – Усмехнулась женщина и шмыгнула носом. Максим пригляделся и понял, что растёкшаяся тушь – это не вина дождя, она плакала.
— У вас что-то случилось? – Спросил он.
— Да нет, ничего, спасибо, за беспокойство. Хорошего вечера. – Женщина выпустила руку Максима и пошла дальше прямо так, босиком.
— Стойте. Давайте я вас подвезу. – Предложил Максим. Она обернулась и неуверенно посмотрела на Максима. – Не бойтесь. – Мягко сказал он.
— Я не боюсь. Если вам не жалко времени. – Пожала она плечами.
— И всё-таки что-то случилось? – Спросил Максим, когда они уже ехали, по указанному Катей, так звали спутницу, адресу.
— Знаешь, смешная и какая-то обидна история. – Начала Катя, перейдя на «ты». – Неудачное свидание. Лена, моя подруга, всё твердит мне, что в моём возрасте, а мне тридцать пять, уже жизненно-необходимо выйти замуж, а то так можно и старой девой остаться. – Катя рассмеялась. – И вот устроила она мне свидание, коллега её. Туфли эти вот всучила, я на таких каблуках не хожу. Но встречают, вроде, как говорят по одёжке, Лена сказала нужно выглядеть грациозно. А этот коллега, уже через час давай намекать, на продолжение знакомства у него дома. Да что там намекать, чуть ли не прямым текстом сказал. И смешно и обидно стало. Вот и попрощалась. А он ничего, даже подвезти из вежливости не предложил. Вот я и пошла, погода чудная, хоть и дождик, а тепло, последние денёчки. Решила насладиться, развеяться. Да опять каблуки эти подвели. – Катя потёрла ушибленную ногу. – А это мне урок, надо было собой оставаться. Кому суждено понравлюсь такая как есть.
— А какая ты? – С интересом спросил Максим.
— Да я простая совсем. Не моё это сидеть кокетничать, например. Пыль в глаза, да и только. – Катя рассмеялась.
Максим тоже улыбнулся. Катя ему понравилась, как раз своей простотой, прямолинейностью, умением посмеяться надо собой в том числе, да и просто чувствовалась в ней какая-то особая лёгкость.
— А можно я тебя тоже на свидание приглашу? – Спросил Максим.
— А без шпилек можно будет прийти? – Катя прищурила глаза.
— Даже нужно. – Заверил Максим.
Из машины Катя вышла всё так же, не обуваясь, у подъезда обернулась и весело помахала рукой на прощание.
— Смешная. – С нежностью подумал Максим.
Он решил удивить Катю необычным свиданием и в следующую субботу утром напомнил, что каблуки будут лишними, а лучше всего подойдут джинсы и кроссовки.
— Куда мы едем? – С любопытством спросила Катя.
— На конный двор. Будем кататься на лошадях. – Признался Максим. Катя обрадовалась, как ребёнок.
— Правда? Как здорово! Я лошадей только издалека видела. А можно будет их покормить? А они не кусаются? Я где-то читала, что к ним нельзя подходить сзади, могут лягнуть, так и есть? – Засыпала она вопросами.
— А я всё детство в деревне провёл. – Сказал Максим, после ответа на основные вопросы. – И лошадь своя была у деда с бабушкой и корова. Сейчас уже не держат хозяйство, пожилые. А в город всё равно перебираться не хотят. В деревне, знаешь, своя прелесть, атмосфера, свобода, тишина. Не думаю, что смогу подобрать слова. – Максим решил не продолжать.
— Я и в деревне не была. А слова то какие подобрал, свобода, тишина…Понимаю. Наверное, это здорово, когда можно вырваться из городской суеты. – Катя задумалась с мечтательной улыбкой.
— А Полина бы не поняла. – Поймал себя на мысли Максим. Он ей ничего не сказал. Сказал, что будет занят по работе. Хотя Полина и не слишком расстроилась, сказала, что тогда пойдёт с подругами в клуб. Но сейчас Максим не хотел об этом думать.
День прошёл чудесно. Возвращались довольные и счастливые.
— Столько эмоций! Спасибо за такое приключение. – Поблагодарила сияющая Катя. – Давай, я на следующие выходные тоже что-нибудь придумаю, сюрприз для тебя? – Предложила она.
— Буду рад. – Согласился Максим. Особенно ему понравилась мысль, про следующий совместный выходной. Но сложилось иначе.
— Катя, прости, мы не сможем сегодня никуда с тобой поехать. – Максим позвонил рано утром.
— Почему? – В голосе Кати послышалось волнение.
— Я знаю, мы договаривались, ты, наверное, приготовила что-то. Но, представляешь, дед на этой неделе ногу сломал, лежит теперь. Бабушке одной тяжело, в больнице дед ни за что не захотел остаться. На неделе мама помогали с отцом, а в эти выходные дела у них срочные, у брата, семья, вот я и вызвался в помощники. Выезжаю уже. Прости ещё раз. – Виновато объяснил Максим.
— Я могу поехать с тобой, помочь. – То ли предложила, то ли спросила Катя.
— Ты, наверное, хотела иначе провести день… Но я буду рад, если поедем вместе. – Максим удивился и, правда, обрадовался.
— Заезжай, я буду готова через пятнадцать минут. – Голос Кати стал звонче.
— Блинчики: простые и с творогом. Как раз с утра напекла. – Объяснила Катя глубокую тарелку, укутанную фольгой, которую она вынесла с собой. Соблазнительный аромат пробивался и через фольгу. Максим посмотрел на Катю с замешательством. – Ну, что же мы не едем? – Поторопила Катя.
— Максимушка, вот славно, что приехал. – Всплеснула руками бабушка, увидев внука. – Ирод, дед твой, как капризное дитя себя ведёт. Пользуется положением. – Бранилась бабушка, но голос её был немного встревоженным и уставшим, но тёплым, пропитанным волнением за родного человека и любовью. – А кто это с тобой? – Бабушка заметила Катю, скромно стоящую за спиной Максима.
— Здравствуйте. Это блинчики. – Катя смущённо протянула тарелку.
— Это Катя. – Представил Максим. – Обещал же, что сразу привезу. – Подмигнул он бабушке.
— Рада познакомиться. – Бабушка многозначительно кивнула. А Катя растерялась ещё больше, не понимая их переглядываний с Максимом. – Что ж, пойдёмте чай пить, с блинчиками. – Пригласила бабушка.
— Давайте я помогу. – Катя подхватила тарелки. – Я и готовить умею, вам, наверное, некогда сейчас, дак я приготовлю и обед и ужин. Может ещё что-то нужно, окна помыть, например. – Предлагала свою помощь Катя. В это время Максим помогал деду доковылять до кухни. Гипс был только до колена, но к костылям дед ещё не привык.
— Вот лежал бы лучше, куда несёт? – Упрекнула бабушка.
— Ага, все тут, а я там. Я со всеми хочу. И гостью поглядеть хочу. – Ответил дед.
— Точно, как ребёнок. – Усмехнулся про себя Максим.
— Садись уже, вот тут, тут помягче. Да ногу на табурет закинь. – Покачала головой бабушка.
— Хороши блины. – Похвалил дед, уплетая третий.
— Катюшино угощение. – Пояснила бабушка. – Она и с обедом вызвалась помочь. – Теперь многозначительный взгляд бабушки был адресован деду. Дед одобрительно кивнул и нарезал список дел для Максима.
После завтрака, Максим пошёл управится с чем-то во дворе.
— Вы идите, отдыхайте. Я и посуду вымою. – Улыбнулась Катя.
— Да вместе и быстрее и веселее. – Ответила бабушка. Уж больно любопытно было ей узнать о Кате побольше. – А раз такая помощница, то ведь и капусту пора уж квасить, и яблоки всё лежат, варенья б сварить, вот и примемся. – Лукаво прищурилась бабушка. Катя с готовностью кивнула.
Уж ближе к вечеру, когда все дела были сделаны, ужин съеден и снова похвален дедом, бабушка с дедом устроились пить чай у телевизора, а Максим предложил Кате пить чай во дворе. Вечер был ещё тёплым, они удобно устроились на подвесной качели.
— Устала? – Спросил Максим.
— Ничуть. – Весело ответила Катя. – Классные они у тебя. Вот вроде ворчат друг на друга, а видно, как любят.
— Дааа… — Протянул Максим. – А какой сюрприз ты мне хотела устроить? – Вспомнил он.
Катя помолчала с минуту, глядя в тёмное низкое безоблачное осеннее небо.
— Ты знаешь, я думала, думала. И придумала пойти в планетарий. В городе звёзд совсем не видно, я думала, это будет интересно. А сейчас смотрю, а вот они звёзды все, как на ладони. Красота. А ты, получается, их и так всегда видел. Не угадала с сюрпризом. – Улыбнулась она. Максим тоже посмотрел вверх.
— Они сегодня особенные. И день особенный и вечер. – Ответил Максим и положил свою руку на Катину ладонь. Катя улыбнулась, не сводя глаз с неба.
В понедельник Максим позвонил Полине. Предложил встретиться.
— Это путёвки. – Максим пододвинул Полине файл. – Ты только не обижайся, но я не поеду. Возьми подругу. – Начал Максим.
— Не понимаю. – Полина сдвинула брови.
— Да и нам надо расстаться. – Добавил Максим.
— Не поняла. – Снова ответила Полина. И в этой фразе не было гнева или разочарования, злости или обиды, скорее недоумение.
— Прости, Полин. – Максим встал, чтобы уйти.
— Ладно. – Полина пожала плечами и принялась изучать документы. – Звони, если что. – Бросила она небрежно вслед Максиму. Но он знал, что никогда не позвонит.
Через несколько месяцев, в канун нового года, когда вся семья собралась у бабушки с дедом в деревне, Максим сделал Кате предложение. Катя, конечно, же согласилась. Бабушка, мама и Олеся, умилённо промокнули глаза. Сергей, отец и дед, с радостью чокнулись за нового члена семьи.
А ещё через полгода, в мае, на празднования дня рождения деда семья получила ещё одну радостную новость: Максим и Катя ждали первенца, УЗИ пророчило сына.